31 июля 1996 - 31 мая 2024

Человек человеку - красная шапочка.

Александр ВАМПИЛОВ



ИСТОРИЯ
ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
ЭКСПОЗИЦИИ
ИЗДАНИЯ
ПРОЕКТЫ
СМИ О ФОНДЕ
ОТКЛИКИ
ВРЕМЯ ВАМПИЛОВА
от автора

биография

рассказы

воспоминания

библиография

 
КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ




ВРЕМЯ ВАМПИЛОВА

воспоминания




Игорь ПЕТРОВ:

"ГОЛОСА ЭПОХИ - ТОЖЕ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ"

 Первый концерт

 А музыка звучит...

 Слушаем Бетховена

 Два отступления от темы

 Любимый Глинка

 Последняя встреча

 Послесловие - 2001




Послесловие - 2001

Рассказывать о себе Игорь Константинович Петров не любит: стоит только завести речь о его биографии, он обязательно переведет разговор на другую тему. А между тем у него за плечами очень интересная жизнь. Еще студентом историко-филологического факультета ИГУ Игорь Петров начал работать на Иркутском областном радио, затем перешел на только что открытое Иркутское телевидение, в 1961 году он был среди тех, кто создавал телевидение в Бурятии, затем снова было иркутское ТВ, откуда Петров пришел на отделение журналистики госуниверситета, где работает уже более четверти века.
Такова - если очень коротко - биографическая канва. В журналистской и педагогической работе Игоря Константиновича немало было таких событий, рассказ о которых можно начинать словом "впервые". Когда-нибудь он сам напишет книгу о своих творческих делах. Но есть у него одна, если так можно сказать, страсть - собирать голоса современников. Много лет Петров создает звуковую летопись эпохи.
Об этом - наша беседа.

- Трудно представить современную жизнь без звукозаписи. Возможность сохранить "голоса прошлого", запечатлеть живую речь, голоса природы, "шумы" исторических событий, - говорит Игорь Константинович, - это уже инструмент познания и творчества, форма передачи культурных традиций от поколения к поколению. "Искусство запечатленного звука", которое в свое время приравнивали к изобретению книгопечатания, возникло сравнительно недавно, но прошагало за это время от примитивного фонографа и несовершенного граммофона до современных лазерных и цифровых систем. Фонодокументалистика накопила огромный акустический фонд, который может соперничать с кино- и фотоархивами.
- Известный литературовед, мастер устного рассказа Ираклий Андроников утверждал: слово звучащее богаче воспроизведенного на бумаге...

- ...и важно не только что сказать, но и как сказать. Ведь интонация открывает глубинный смысл слова, делает речь более убедительной. "Как обогатилось бы наше представление о Гоголе, - говорил Андроников, - если бы могли услышать, как он читает "Ревизора" или "Женитьбу". Или сохранился бы голос Достоевского, декламирующего пушкинского "Пророка". К счастью, до нас дошли голоса Льва Толстого, Бунина, Есенина, Станиславского... Звуковые автографы оставили в свое время Марк Твен, О.Генри, Оскар Уайльд, другие выдающиеся мастера культуры, известные государственные и политические деятели конца XIX и начала XX веков.
- А в наше время, сто лет спустя, когда бурно развиваются телевидение и интернет, не является ли звукозапись некоторым анахронизмом?

- Ну, это вопрос из разряда "вечных", - смеется Игорь Константинович. - В только что минувшем XX столетии он ставился не однажды: убьет ли кинематограф театр, радио - газету, а телевидение - и газету, и театр, и кино вместе взятые? Новое изобретение всегда казалось (и было) универсальнее предыдущих. История доказала, что каждое средство коммуникации, после некоторого периода конкуренции, порой очень жесткой, занимало свою уникальную нишу. Так что фонодокументалистике не грозят ни видеозапись, ни даже интернет.
- Вы по-хорошему пристрастны к звукозаписи. Откуда такое пристрастие?

- Прежде всего, это - профессиональная необходимость: я веду специализацию по радиожурналистике у студентов дневного отделения, а заочникам читаю основы тележурналистики. Звуковой документальный материал - хорошее подспорье для практических занятий, для изучения методики и технологии подготовки радиопередач. К тому же, трудовой стаж у меня начинался на радио - в 1959 году был принят штатным корреспондентом Иркутского радиокомитета.
- Тогда и начала собираться личная фонотека?

- Не совсем. Фонотека уже была - грампластинки с записями музыкальных и литературных произведений. Магнитофон только-только входил в нашу жизнь. Даже на радио это был дефицит - "Репортером" тогда пользовались только самые опытные журналисты: Лев Перминов, Лев Максимов, Леонид Богданов, Роберт Лютиков, Михаил Шмулевский... Мне повезло - эти асы были моими наставниками. Именно они начали активно вести звуковую летопись Приангарья, особенно в годы больших сибирских строек. Некоторые их материалы мне удалось вовремя переписать и сохранить: ведь большая часть оперативных записей в те годы, да и сейчас, размагничивалась, чтобы записывать следующие радиопередачи.
- И все же, о Вашей личной фонотеке...

- Поскольку моей сферой было художественное вещание, то личная фонотека состояла в основном из записей голосов писателей, музыкантов, актеров... Правда, на радио мне пришлось поработать недолго - увела меня другая муза, как в песне: "красивая и смелая...". Я имею ввиду телевидение - тогда еще загадочное, многообещающее. Почти полтора десятка лет отдано ему... Здесь я тоже старался сохранить фонограммы, которые делались при синхронных съемках, а если был прямой эфир (видео еще не существовало), то просил записывать фонограммы звукооператоров. Жаль, что по техническим причинам - рассыпалась высохшая пленка - не сохранились уникальные, или, как теперь говорят, "эксклюзивные" записи бесед с гитаристом Александром Ивановым-Крамским, писателем Константином Седых, певцом Алексеем Кривченей...
- Так было, когда Вы были журналистом-практиком. А что изменилось после перехода в университет?

- Поток звуковых материалов увеличился: записи приносили студенты-очники после производственных практик и заочники, которые уже профессионально работали в электронных СМИ. На Иркутском областном радио я неоднократно заказывал перезапись материалов (тогда в университете еще имелись деньги на эти цели), необходимых для иллюстраций лекционных и практических занятий. Здесь же, на радио, "подбирал" фонограммы, которые ежегодно подлежали списанию. Привозил записи из командировок, в том числе из Москвы и Питера. Фонотека пополняется и сейчас: появилось множество новых радиостанций, где активно сотрудничают наши студенты, регулярно ведем записи в учебной студии, куда приглашаем интересных людей, или сами приходим к ним с "Репортером".
- Чем пополнилась Ваша фонотека в последнее время?

- Недавно записал почетного гражданина Иркутска Лидию Ивановну Тамм, старейшего геолога, открывателя алмазов Бориса Васильевича Успенского, беседы с писателями Валентиной Мариной и Анатолием Преловским. Кстати, Валентина Ивановна подарила набор грампластинок - в основном, литературные записи. Большую коллекцию грамзаписей 50-60 годов передала иркутянка Нина Александровна Наумова. Комплект звукового журнала "Кругозор" подарил писатель Владимир Максимов.
Много интересных материалов дает радиоэфир сегодняшнего дня, в частности - областного радио. Здесь работают журналисты-профессионалы, умеющие дать объемный звуковой "слепок" времени, владеющие словом (многие - выпускники нашего отделения). Вероятно, не все из них имеют возможность создавать личные звуковые архивы. И грустно, если лишь в микрофонных папках останутся репортажи Надежды Кузнецовой 1997 года с места падения самолета "Руслан" во Втором Иркутске, беседы Татьяны Сазоновой с писателями, актерами, народными умельцами, сюжеты Ларисы Каверзиной из Усть-Ордынского округа, отчеты Бориса Краинского из "коридоров власти", странички о музыке Ларисы Вороновой, материалы Анны Невзоровой и многое другое...
Помогают и телевизионщики. Вот недавно Александр Зонов передал кучу "синхронов" - звуковых записей, не вошедших в серию его бамовских фильмов. Владимир Самойличенко предоставил возможность переписать фонограмму рабочего материала к фильму о замечательном иркутском хирурге профессоре Ходосе.
- Итак, в Вашей фонотеке прибавилось за последнее время немало новых записей. А за все время собирания сколько, как говорят архивисты, сколько у Вас "единиц хранения"?

- Материала, действительно, немало: четыре тысячи пластинок и шесть тысяч коробок с магнитной лентой.
- Где же хранится это, без сомнения, уникальное собрание?

- В учебной радиостудии отделения журналистики, немного - у меня дома. Но основная часть собрания - в музее города Иркутска: когда-то здесь планировалось создание отдела или даже отдельного музея звукозаписи. Вся коллекция будет завещана городу. Если, конечно, сохранится: ведь ей для "жизни" необходим определенный режим температуры и влажности.
- О количественном составе коллекции Вы сказали. А теперь поговорим о том материале, что собран в ней.

- Тематически он самый разнообразный: от политики до искусства. По географическому признаку - около половины местный, относящийся к нашей области и городу Иркутску.
- Как его можно использовать?

- По-разному. Например, для создания звуковых журналов типа прежнего "Кругозора", только на аудиокассетах.
- Я знаю, что первый опыт таких выпусков у Вас уже есть.

- Да. Их сделано более десятка. В 1999 году, по просьбе городского управления культуры Иркутска к 200-летию со дня рождения Пушкина была составлена трехчасовая композиция "Лирика. Романсы и песни на стихи поэта", в которую вошли свыше пятидесяти пушкинских шедевров и около трех десятков музыкальных произведений - все это в исполнении выдающихся мастеров. Той же дате посвящен литературно-музыкальный аудиосборник "Чем чаще празднует лицей..." - его вручали победителям городского юбилейного конкурса.
- Две композиции посвящены Александру Вампилову, с которым Вы вместе учились в университете, дружили до трагической его гибели. Одна из них - "Слово с музыкой сольется" - сделана на основе Вашей книги. Другая - "Венок Вампилову"...

- Эта композиция была сделана первой, в 1997 году, к 60-летию Сани. Она прошла по иркутскому городскому радиоканалу, фрагменты из нее неоднократно звучали в программах Радио России. В композиции - слово о драматурге, воспоминания, сцены из спектаклей по пьесам Вампилова, фрагменты прозы и публицистики, музыка, которую он любил, сюжеты из хроники Вампиловских дней в Иркутске. Там звучат голоса Анастасии Прокопьевны Копыловой-Вампиловой, писателей Елены Жилкиной, Василия Трушкина, Валентина Распутина, Геннадия Машкина, режиссеров Владимира Андреева, Олега Табакова и многих других - всего в этой трехчасовой композиции 50 сюжетов.
- И среди них нет ни одного, где звучал бы голос самого Александра Вампилова. Вопрос не в упрек Вам, но все же, Игорь Константинович, как получилось, что никто не сохранил на пленке его голос? Или, может быть, такие записи существуют?

- К сожалению, видимо, нет. Оператор Евгений Корзун в своем фильме о драматурге сокрушался, что не снял его в Иркутском драмтеатре во время репетиций "Старшего сына", когда в перерывах, Вампилов, сидя на рампе, с гитарой, музицировал и пел любимые романсы. Такой случай подвернулся и у меня в 1964 году, когда Вампилов появился в Улан-Удэ, где я тогда работал. Можно было сделать запись на радио или вечером - дома: у меня стоял новенький магнитофон "Днепр-11" и гитара была. Но кто же знал?.. Есть у меня маленькая надежда на чудо: а вдруг у кого-то в домашнем собрании, на старых магнитофонных катушках живет Санин голос! Такой поиск мы ведем и сегодня...
- Игорь Константинович, Ваши вампиловские композиции иркутянам известны. А знают ли о них за пределами нашего города? Вы упомянули, что фрагменты звучали по российскому радио...

- Кроме этого, кассеты "Венок Вампилову" оргкомитетом фестиваля "Байкальские встречи у Вампилова" были размножены, и более двухсот блоков "разлетелись" по городам, откуда прибыли театральные коллективы и другие участники фестиваля. Недавно я был в Кутулике, в гостях у Саниных земляков. Юлии Борисовне Соломеиной, директору дома-музея Вампилова, передал кассеты на 15 часов звучания: там собраны все записи, связанные с его жизнью и творчеством.
- Мне кажется символичным, что в, так скажем, "персональных" композициях у Вас рядом Пушкин и Вампилов. Имя свое драматург получил в честь поэта. Творчество Пушкина оказывало влияние на Вампилова, безусловно. Но это - отдельная тема, совершенно особый разговор... Мы же вернемся к звуковым летописям. Здесь у Вас тоже задел немалый.

- Есть несколько таких документальных композиций. К 70-летию Иркутского радио собрал в двух кассетах голоса тех, кто в разные годы выступал у микрофона: журналистов, дикторов, режиссеров.
- Какие там имена! Ваши учителя - Перминов, Богданов, Лютиков...

- А еще: Лидия Редькина, Соломон Апарцин, Нэлли Бархатова, Виталий Комин...
- Я, например, рад был услышать в таком почетном ряду голоса журналистов своего поколения, моих университетских однокурсников и друзей: Татьяны Тихоновой, Ларисы Герасимчук, Владимира Кузьмищева...

- Так мы будем долго перечислять имена! Всего в этой композиции около 80 записей - звучащая история нашего радио.
- У Вас ведь есть стремление создать звуковую летопись Приангарья в целом...

- Такой попыткой стала документально-художественная композиция "Иркутскому комсомолу - 80 лет", записанная в прошлом году. Среди записей, использованных в ней, - голоса участников гражданской войны, комсомольцев 30-х годов, ветеранов Великой Отечественной, строителей молодых сибирских городов, гидроэлектростанций, БАМа... По этому же принципу составлен звуковой сборник "Идут сибирские полки", посвященный 55-летию Победы, в котором есть поистине уникальные сюжеты: рассказ защитника Брестской крепости, бывшего учителя из поселка Утулик Федора Степановича Савченко (его разыскал и записал в 60-х годах мой коллега, журналист Олег Суханов); воспоминания воевавшего под Москвой бывшего мичмана, иркутянина Ивана Лапшина, ставшего прототипом одного из героев классического рассказа Алексея Толстого "Русский характер". Звучат здесь воспоминания многих ветеранов, в том числе генерала армии Белобородова, писателя Дмитрия Сергеева... Мой друг, радиожурналист Виталий Комин записал когда-то рассказ колхозницы А.Яценко из села Чеботариха Куйтунского района о военной године в тылу - он тоже вошел в сборник. Есть в нем документальные записи важнейших событий, - начиная с заявления правительства, прочитанного Левитаном, и выступления Сталина по радио 3 июля 1941 года, заканчивая репортажем с Парада Победы 1945 года. Сквозной темой через сборник проходят песни военных лет.
- В прошлом году был юбилей нашего драмтеатра. Вы, я знаю, откликнулись на него тоже?

- Да. По заказу дирекции театра подготовлена программа "Иркутский Академический", в которой - голоса актеров и режиссеров, фрагменты из спектаклей, поставленных за последние пятьдесят лет. Кстати, в двух спектаклях театра в конце 50-х годов записался ныне известный и всеми любимый актер Леонид Броневой. В спектакле "Дмитрий Стоянов" по пьесе Беллы Левантовской он сыграл одну из главных ролей. Копию записи этого спектакля, будучи недавно в Москве, я подарил литературно-драматической студии Радио России.
- Теперь, Игорь Константинович, традиционный вопрос: о Ваших дальнейших летописных возможностях и планах?

- Возможностей таких много, планов - тоже. В прошлом году я передал в городскую мэрию проекты нескольких документальных программ. В их числе: "Почетные граждане Иркутска", "Иркутск литературный", "Иркутск музыкальный", персональные сборники "Валентин Распутин", "Марк Сергеев", "Виталий Венгер", "Виктор Егунов" и другие.
- Да, у нас немало славных земляков - не на одну композицию хватит!

- Только один из сборников "Известные люди Иркутска" - или "Приангарья", как угодно его назовите - может вобрать и сто, и двести, и пятьсот голосов.
- Это здорово! Но Вы пока не сказали о Вашем заветном проекте. Ведь есть же такой?

- Главный проект - периодический звуковой журнал, охватывающий все стороны жизни нашего края - хронику событий и социальные проблемы, культуру и историю. Уже есть подробные планы, с реальным звуковым наполнением, на 24 выпуска. Год назад эти планы я передал в областной комитет по культуре. Но... При нынешнем остаточном принципе финансирования образования и культуры трудно надеяться на реализацию такого проекта - нужны деньги, техника, кадры... Впрочем, я оптимист. Представляется фантастическая картина - в специализированных киосках и магазинах Иркутска можно купить не только записи рок-поп-топ исполнителей, но и кассеты с голосами наших земляков.

Есть замечательное изречение: "Самое удивительное в чудесах то, что они иногда все-таки случаются". Очень хочется, чтобы фантастическое видение Игоря Константиновича Петрова стало явью, а все его планы - реальностью. Он, право слово, заслуживает такого подарка!

Беседовал Владимир ШЕРСТОВ




О СЕРВЕРЕ

РЕКЛАМА НА СЕРВЕРЕ ФОНДА